Гагарин. Спасибо, что первый

В Подмосковье снимается фильм о первом космонавте планеты

Фильм «Гагарин. Первый в космосе», поддержанный Фондом кино как социально значимый проект, выйдет в прокат в начале 2013 года. Группа уже была в съемочной экспедиции в Крыму: снимали и в Партените, и в Севастополе, и под Феодосией. Около Евпатории за три месяца построили ствол ракеты «Восток» в натуральную величину.



Сейчас съемки продолжаются в Москве и области. Кафе Дома офицеров в подмосковном Томилино стало столовкой при Центральном научном институте авиации, где кандидаты в космонавты проходят медицинские обследования.

— Приготовились! Плейбэк! Камера! Начали!

По сценарию, это уже второй этап испытаний — двести летчиков отобраны из 3 тыс. претендентов. Из них останется двадцать, потом — великолепная шестерка.

— Отчасти это была лотерея, отчасти — судьба, отчасти — собственное упорство, сплоченность команды, — говорит режиссер Павел Пархоменко.

— Я сегодня утром, когда кровь сдавал, заглянул в свою книжку... Почти триста исследований! От определения потовых рефлексов методом Минора с тепловоздушной ванной — до слезоносной пробы с краской на проходимость слезных путей! — дубль за дублем ужасается один из шестерки, Андриян Николаев (Анатолий Отраднов). Гримируясь, он просит режиссера:

— Я эти названия не усвою — нереально, давай я их на бумажку, так и скажу: вот, я даже выписал.

— Хорошо, это очень по-николаевски, — соглашается Пархоменко.

Три минуты экранного времени — это полный день работы группы. Актеры раз за разом проходят одну и ту же сцену: общий, средний, крупный план Юрия Гагарина (Ярослав Жалнин), крупный план Германа Титова (Вадим Козлов). То же самое с другого ракурса.

Внимание завтракающих летчиков сосредоточено на герое Евгения Ткачука: сосуды не выдержали испытания в барокамере, и старшего лейтенанта не просто отстранили от испытаний, а начисто списали из авиации.

В голосе старлея слышна слеза, на неумелые утешения Гагарина он отвечает зло:

— Ладно, мужики, мне не повезло — вам повезет. Лайками будете! — и по-собачьи гавкает, покидая столовую.

— У него даже имени нет, — размышляет Ткачук. — Это его единственное появление в фильме. Я думаю, после разговора он пошел и удавился. Была у человека одна мечта — улететь с этой планеты — и разбилась.

Лейтмотив фильма — дружба и конкуренция героев. Трагедия старшего лейтенанта деморализует остальных:

— Может, пока не поздно, написать рапорт и свалить отсюда?

Гагарин держит удар:

— Главное — невозмутимость и желание победить медицину. Вместе прорвемся! — утешает коллег будущий герой, очищая от скорлупы яйцо.

Победить в конкурентной борьбе можно только одним способом — стать достойным. Поэтому товарищам не желают неудач. Мало хотеть быть первым, нужно оправдать доверие огромной страны.


Проект оказался затяжным: хотели выпустить к 50-летию полета, теперь обещают закончить к концу текущего года и показать в 2013-м. Согласовывали бюджет — сейчас осваивается 285 млн рублей. Мучительно выбирали режиссера: в результате остановились на сосценаристе и опытном художнике Павле Пархоменко.

Затянулся и кастинг. Ярослав Жалнин пробовался на главную роль с апреля по сентябрь, хотя заметили его уже в первый раз. Выбрали в итоге не столько из-за внешнего сходства и роста (не выше 167 см), сколько «благодаря мере таланта и обаянию».

— У него улыбка похожа, — считает второй режиссер Ольга Потапова.

— Фирменная улыбка Гагарина появилась потом, когда он понял, что чего-то добился, а к цели он шел сосредоточенным, — возражают члены группы.

— Мы не просили Ярослава постоянно улыбаться, — Пархоменко считает улыбку Гагарина брендом, но улыбку актера — просто особенностью мимики.


Документальных фильмов много, это первая художественная биография Гагарина. Обещают показать непростое отношение органов советской власти к космонавту, из которого потом сделают «посла мира», но не дадут второй раз полететь в космос, трагические последствия, к которым это приведет. Отдельное место уделено реакции родных: мать и жена не знали 12 апреля, что сын и муж на орбите.



— В истории было много того, о чем не знает наш зритель. Никто не знает, насколько драматичным был полет, сколько было шансов не вернуться, — напоминает продюсер Олег Капанец.

Картина масштабна: покажут первую реакцию Москвы на приземление — радостные несанкционированные митинги; на Байконуре снимут реальный взлет ракеты. Будут использованы современные спецэффекты: зритель почувствует себя в космосе, будет вместе с Гагариным переживать драматические ситуации.

— У нас 500-й кадр! — раздается на площадке. Проставляются на каждый сотый. Ярослав Жалнин улыбается: за съемочный день он наелся пока только крутых яиц, а его коллеги — овсяной каши.

«Существование Гагарина оправдывает советскую цивилизацию»

Режиссер фильма «Гагарин. Первый в космосе» Павел Пархоменко в ходе съемок ответил на вопросы корреспондента «Известий».

— Насколько версия событий в фильме отличается от общеизвестной?

— Придуманной истории у нас нет. Как и с Пушкиным, с ближайшей великой историей нельзя на «ты», иначе хлестаковщина получается.

Другое дело, должно быть интересно и живо. Очень много литературы об этих событиях, но всюду «лак», икона вместо портрета. Наша задача — найти крохи неожиданных документальных свидетельств. За это могут и надавать по шапке: мол, извратили, оболгали, кто ты такой, что за это взялся?

— А кто вы на самом деле такой — вернее, почему за это взялись?

— Я случайный человек в этом проекте. Взялся потому, что однажды увидел фотографию Гагарина, его жены Вали и их годовалой дочки Леночки — классический советский снимок 1959–1960 годов: молодой лейтенантик в морской форме, к его плечу приникла счастливая жена, и ребятенок радостно улыбается в камеру. У моих родителей есть точно такая же фотография со мной: я ровесник Лены, дочки Гагарина. Мой папа — ровесник Юры Гагарина, служил офицером на Северном флоте. Через эту фотографию я понял: это история про наших — в том числе про моих — родителей.

— Какие моменты биографии космонавта охватывает фильм?

— Мы сняли его собственную киноленту — он вспоминает все, что с ним было, а мы тоже летим в том шарике и вместе с ним видим вспышки: детство, друзья, мама, жена... Пока подбирают ребенка, который сыграет Юру в детстве.


Фильм начинается и заканчивается 12 апреля. Гагарин приземлится, вылезет из шарика — спускаемого аппарата — как бы родится заново. Старт — условное зачатие, а полет — вынашивание плода. Корабль очень похож на живот, и поза космонавта — как у эмбриона. На ассоциациях, связанных с человеческой жизнью, все и держится.


"Сергей Королев", "Юрий Гагарин" и Павел Пархоменко

Конечно, это может показаться бредом, но Юрий Алексеевич Гагарин, если о нем говорить серьезно, — единственный, благодаря кому оправдана советская цивилизация. Если бы его не было — были бы сплошные монстры, убивавшие друг друга. Но Гагарин появился, и этого не вычеркнешь: есть Земля, есть люди на ней, есть первый человек в космосе — и он русский.

— Актеры согласились с такой концепцией?

— Да. Ярослав Жалнин, играющий Гагарина, человек думающий, сомневающийся, и это здорово.

— Что легче получается изобразить — дружбу космонавтов или их конкуренцию?

— Конкуренцию приходится немного педалировать, искать. Если обратиться к источникам, там все гладко. Но драматургия возникает, когда есть противоречия.

— Кто консультирует фильм?

— Александр Глушко, сын сподвижника Королева, академика Глушко. Были и историки, которые следили за другими сторонами отражения эпохи.

— Любимый эпизод фильма уже снят?

— До монтажа не скажешь. Например, был эпизод, когда Валя и Юра Гагарин пошли на пикник в тундре. Юра служил тогда в поселке Луостари Мурманской области. Это любовь молодых людей среди каменного хаоса, который напоминает дни сотворения мира. Если обычный человек появился в шестой день, когда все уже было красиво, то советские люди появились на третий, когда были одни камни, и единственный способ защититься и согреться — это крепко прижаться друг к другу.

источник