Продолжение...
А вот Павловский районный суд Воронежской области - СУДЕБНЫЕ АКТЫ: (
ссылка1,
ссылка2)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2011 года город Павловск
Павловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Петренко Л.И.,
с участием: прокурора - помощника прокурора Павловского района Глотова А.Н.,
представителей ответчика - Муниципального предприятия <Павловскводоканал> Хищенко О.А., Харченко В.П.,
при секретаре - Костромыгиной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Павловске гражданское дело по иску прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию <Павловскводоканал> о признании действий МП <Павловскводоканал> в навязывании потребителям дополнительной платной услуги, связанной с обследованием, допуском в эксплуатацию и регистрацией узла учета воды незаконными,
у с т а н о в и л :
Прокурор Павловского района обратился в суд с иском к МП <Павловскводоканал> о признании незаконными, нарушающими права и законные интересы граждан действий по навязыванию дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации приборов учета воды гражданам - потребителям услуг водоснабжения, оказываемых МП <Павловскводоканал>; обязать ответчика не допускать при оказании услуг водоснабжения гражданам - потребителям навязывание обязательных платных услуг, связанных с опломбированием приборов учета.
Мотивировал тем, что при проведении проверки деятельности МП <Павловскводоканал> по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, выявлено, что с граждан - потребителей услуг водоснабжения, желающих производить оплату услуг по водоснабжению согласно показаний приборов учета воды, ресурсоснабжающей организацией муниципальным предприятием <Павловскводоканал> незаконно взимается плата за опломбирование приборов учета. Данные действия ответчиком обуславливаются необходимостью обследования, допуска в эксплуатацию и регистрацию узла учета, за что и установлена плата с потребителей.
Однако эти действия противоречат положениям п.1 ст.421 ГК РФ о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаем. В силу п.2 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992г. N2300-1 <О защите прав потребителей> запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно пп. <г> п.52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N307, потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Требований производить обследование, допуск в эксплуатацию и регистрацию прибора учета воды, в т.ч. опломбирование приборов учета воды за счет потребителей коммунальных услуг, не предусмотрено ни данными Правилами, ни иными нормативными актами РФ.
Требуя с граждан - потребителей услуг водоснабжения, оплату работ по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрацию узла учета, МП <Павловскводоканал> фактически требует производить оплату за опломбирование узла учета на сетях водоснабжения, навязывая потребителям дополнительную платную услугу, что нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.В судебном заседании прокурор в процессе Глотов А.Н. суду пояснил, что МП <Павловскводоканал>, требуя с граждан-потребителей оплату работ по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации прибора учета воды, а фактически за опломбирование узла учета на сетях водоснабжения, навязывает им дополнительную платную услугу, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей. В своих возражениях ответчик, ссылаясь на требования ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 28.11.2009 N 261-ФЗ и приказ Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 N 149, указывает, что гражданин обязан за свои собственные средства вводить в эксплуатацию приборы учета. Но в данных нормативных документах не содержится требований, обязывающих гражданина-потребителя коммунальной услуги водоснабжения получить от ресурсоснабжающей организации разрешения на ввод в эксплуатацию прибора учета воды, на допуск в эксплуатацию прибора учета, опломбировать прибор или узел учета и зарегистрировать его. Также этих требований не содержится в иных законах и подзаконных актах РФ.
Приказом Министерства энергетики от 07.04.2010 N 149 определяются особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно данному приказу порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть оговорен в договоре на установку (замену) прибора учета, заключенном между организацией, устанавливающей (производящей замену) прибор учета и заинтересованным лицом. Следовательно, положения данного приказа не предоставляют МП правовых оснований требовать от граждан получить у предприятия разрешение на допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного самостоятельно гражданами и опломбировать установленный прибор (узел) учета за свой счет.Федеральный закон от 28.11.2009 N 261-ФЗ <Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ> (ч.5 ст.13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, т.е. обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену.
МП <Павловскводоканал> ссылается на Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360. Данные Правила определяют порядок подключения объектов заинтересованных лиц к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, исполнитель услуг, осуществляющий подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, обязан проверить выполнение заказчиком условий подключения и установить пломбы на приборах (узлах) учета ресурсов, кранах и задвижках на их обводах в установленный договором о подключении срок, а заказчик услуг обязан обеспечить доступ исполнителя для проверки выполнения условий подключения и установления пломб на приборах (узлах) учета ресурсов и внести плату за подключение к сети инженерно-технического обеспечения в размере и сроки, установленные договором о подключении.
На сегодняшний день тарифы на подключение к сетям централизованного водоснабжения, эксплуатируемые МП <Павловскводоканал>, не утверждены органом местного самоуправления, в связи с чем, в силу п. 15 названных Правил, МУП не вправе взимать плату за подключение и взимать с граждан плату за опломбирование приборов учета воды. При оказании услуг горячего и холодного водоснабжения гражданам для бытовых нужд, с целью незаконного получения средств от этих граждан за установление пломб на приборах учета воды, МП <Павловскводоканал> самостоятельно, без законных на то оснований установил для граждан обязанность приобрести услугу по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации прибора учета воды, чем нарушает права и законные интересы граждан-потребителей услуг водоснабжения.
Эти действия прямо указывают на злостное неисполнение требований п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 <О защите прав потребителей>, так как навязывают гражданам дополнительную платную услугу по опломбированию прибора учета воды, называя ее обследованием, допуском в эксплуатацию и регистрацией узла учета воды.
Ответчик МП <Павловскводоканал> иск не признал, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что в сфере оказания коммунальных услуг физическим лицам-потребителям ЖКХ, взаимоотношения регулируются нормативно-правовыми актами:
-федеральным законом от 28.11.2009 N 261-ФЗ <Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ> (далее - Закон);
-постановлениями Правительства РФ: от 09.06.2007г. N360 <Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры>; от 23.05.2006г. N307 <Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам>; от 23.05.2006г. N306 <Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг>;
-Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010г. N149 <Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов>.
Законом N261-ФЗ закреплено, что порядок заключения и существенные условия договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.9); установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ст.13), что распространяется на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.
Согласно ч.5 ст.13 Закона собственники помещений в многоквартирных домам обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, ввести эти приборы учета в эксплуатацию, которые должны быть как коллективные, так и индивидуальными и общими (для коммунальных квартир); обеспечить надлежащую эксплуатацию приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Согласно Приказа Минэнерго от 07.04.2010г. N149, п.4 ч.2 - договор заключается в простой письменной форме, п.7 раздела 2 - для заключения такого договора с заказчиком-физическим лицом, достаточно письменной заявки; пп.6 п.13 раздела 3 - в договоре с гражданином обязательно должно содержаться условие, предусматривающее <порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию>.
Указанные заявки гражданами подавались ранее и подаются сейчас, счет-фактура содержит все необходимые требования согласно порядка ввода в эксплуатацию узла учета, в т.ч. обследование места установки узла учета и правильность установки, допуск в эксплуатацию, регистрация узла учета воды. Опломбировка свидетельствует о вводе узла учета в эксплуатацию.
Из буквального толкования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что прибор учета потребителя должен иметь пломбу, целостность которой исполнитель (ресурсоснабжающая организация) вправе проверять в установленные сроки, при этом только наличие пломбы на узле учета и местах его присоединения позволяет предотвратить действия, направленные на намеренное искажение показаний; п.21 Правил установлено, что исполнитель (организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида) производит опломбировку установленных приборов (узлов) учета ресурсов, а также кранов и задвижек на их обводах. У гражданина имеется свобода по выбору способа расчета за потребляемые ресурсы или по нормативу, или по прибору учета.
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Муниципального предприятия <Павловскводоканал> по навязыванию дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации приборов учета воды гражданам - потребителям услуг водоснабжения, оказываемых МП <Павловскводоканал>, как нарушающими права и законные интересы граждан.Обязать МП <Павловскводоканал> не допускать при оказании услуг водоснабжения гражданам - потребителям навязывание обязательных платных услуг, связанных с опломбированием приборов учета.Взыскать с МП <Павловскводоканал> в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья Л.И. Петренко
Коммунальщики подали апелляцию, но проиграли -
ссылкаПродолжение:
В Томской области Чаинский районный суд признал незаконной плату, которую коммунальщики брали с населения за опломбирование водосчетчиков. Перед этим прокуратура Чаинского района проверила законность оказания платных услуг муниципальным унитарным предприятием "Чаинское ПОЖКХ".
Как сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, установлено, что эта организация неправомерно взимает с населения плату за опломбирование счетчиков потребления воды. В случае отказа граждан от опломбирования регистрация приборов учета не производится, а плата за пользование коммунальными услугами рассчитывается по нормативам потребления.
В прокуратуре подчеркнули, что опломбирование водосчетчиков не входит в перечень предоставляемых гражданам платных коммунальных услуг. Более того, пломбы ставятся исключительно в целях пресечения несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, что является текущей работой коммунальных служб.
По итогам проверки прокурор района обратился в суд с иском о признании незаконными действий МУП "Чаинский ПОЖКХ" по навязыванию дополнительной платной услуги. Суд удовлетворил иск в полном объеме. Решение вступило в законную силу.
источник